В декабре завершился международный проект Шестой рамочной программы «Ускоряя возрождение социальных и гуманитарных исследований в Центральной Азии» (акроним PHOENIX).
Данный проект был инициирован партнерами: фондом «Архимедес» (Эстония), Университетом Хельсинки (Финляндия) и Кыргызским Центром науки и технологического развития, Кыргызстан. В проекте принимали участие представители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Целью проекта было изучение состояния образования и науки в социально-гуманитарной сфере в республиках Средней Азии, создание условий для установления широких партнерских отношений между странами Центральной Азии и Европы, построение профессиональных научно-образовательных сетей и доступ к аналогичным сетям стран Евросоюза.
Срок работы проекта – 1 января 2006 г. – 31 декабря 2007 г. за это время по плану проекта было проведено 4 семинара в Кыргызстане, Эстонии и Финляндии, видео- и Интернет-конференции, посвященные состоянию образования и науки в странах Евросоюза. Участники проекта не только получили обширную информацию о развитии образования и науки в странах Евросоюза, но и имели возможность личного общения с экспертами, представляющими Евросоюз. Во время поездок в Эстонию и Финляндию инициативная группа проекта - по 2 представителя от каждой среднеазиатской страны - посетили Таллиннский технический университет, Национальную библиотеку Эстонии, Университет в Тарту, Университет Хельсинки и Национальную библиотеку Финляндии, приняли участие в международной конференции по научному прогнозированию развития науки и образования в Евросоюзе в Хельсинки, а также в ежегодных международных конференциях стран Евросоюза в рамках единого образовательного и исследовательского пространства (HERA-conference) в Таллине.
В свою очередь представители страновых команд государств Средней Азии представили информацию о состоянии образования и науки в своих странах. Презентации этой проблемы, проведенные в Эстонии, вызвали большой интерес у присутствовавших представителей европейского научно-образовательного сообщества .
Одним из важных направлений деятельности по проекту было предоставление возможности всем заинтересованным исследователям и исследовательским организациям среднеазиатского региона подать свои анкеты для регистрации в партнерских базах данных Евросоюза, что в дальнейшем поможет европейским партнерам при поиске партнеров из республик ЦА для совместной проектной деятельности.
Для аккумулирования всех данных и распространения информации по проекту и о проекте был создан и активно действует сайт. Такая технология ведения проектных работ и отчетности по проекту является новой для нашего региона. Все желающие независимо от принадлежности проекту, имеют возможность более подробно ознакомиться с информацией по проекту PHOENIX, воспользовавшись ссылкой: http://phoenix.irc.ee.
Завершающим мероприятием проекта PHOENIX стала международная видеоконференция, проведенная 26 октября 2007 года в бишкекском офисе Всемирного Банка. Регламент видеоконференции включил в себя проведение двух тематических тренингов: «Информация о седьмой рамочной программе научного и технологического развития Евросоюза» и «Написание эффективного проектного предложения». Тренинги проводил профессор Дублинского офиса Hyperion Ltd Шон МакКарти. Он не только презентовал участникам видеоконференции материалы по заявленной теме, но и ответил на их вопросы, связанные с техническими особенностями подготовки проектных заявок и возможным участием представителей Среднеазиатских стран в проектах Седьмой Европейской рамочной программы. Целью видеотренингов в первую очередь было привлечь внимание научного и образовательного сообщества среднеазиатского региона к широким возможностям сотрудничества и профессионального совершенствования, которые предоставляет Рамочная программа Евросоюза. Кроме самих участников проекта в видеоконференции приняли участие представители Аппарата Президента, Министерства образования и науки КР, ведущих столичных и региональных вузов Кыргызстана.
На заключительной встрече все участники проекта с удовлетворением отметили, что работа в этом проекте позволила им не только узнать много нового о политике и практике образования и науки в Евросоюзе, но и лучше познакомиться с состоянием дел в своей стране и странах-соседях по региону. Коллектив проекта выразил надежду, что общие усилия и совместные интересы в области науки и образования позволят написать новые успешные проектные заявки для участия в Седьмой рамочной программе Евросоюза. |