вторник, 20 марта 2012 г.

ACADEMIA. Людмила Черная. "Код человека в Древней Руси". 1-я лекция

Доктор исторических наук Людмила Алексеевна Черная, опираясь на разработанный антропологический подход, показывает нерасторжимую связь представлений о человеке и культуры общества, и по-новому освещает историю Древней Руси. В лекции детально прослеживается, как представления о телесном начале человека и, в особенности, его телесная форма формировали языческую культуру; каким образом христианская идея человека с доминантой души влияла на культуру Средневековья; и как приоритет разума в концепции человека изменил русскую культуру в XVII – начале XVIII века.

"Культура присуща только человеку. Животный мир не творит культуру... Животный мир живёт инстинктами..."

"До Рублёва и Дионисия было несколько столетий сложного движения культуры..."


"Как видел себя и мыслил человек языческого времени? По многим этнолингвистическим исследованиям.. собираются данные.. обобщаются и получается мощная картина. Человек мыслил себя частью большого космического тела... Иногда это тело принимает антропоморфное очертание, например в древнеиндийской мифологии - это Пуруша..."


среда, 29 февраля 2012 г.

Джотто "Поцелуй Иуды"

Авторская программа историка культуры Паолы Волковой
Сегодня многие посетители музеев и галерей проходят по ним, практически не останавливаясь около картин. Если и рассматривают что-то, то на бегу, лишь ненадолго задерживаясь около того или иного произведения. Но шедевры потому и являются шедеврами, что в них заложено нечто большее, чем то, что изображено, чем то, что мы можем увидеть пресловутым "первым взглядом". Великие картины полны тайных знаков, посланий, которые может прочитать лишь посвященный, лишь тот, кто знает шифр. Историк искусства Паола Волкова помогает зрителю подобрать ключи к загадкам старых полотен.






понедельник, 20 февраля 2012 г.

Двойник Моны Лизы


Портрет Моны Лизы работы Леонардо да Винчи, хранящийся в Лувре (слева), и его копия из мадридского музея Прадо. После проведения плановых реставрационных работ сотрудники Прадо выяснили, что копия знаменитой картины была написана одновременно с оригиналом одним из учеников Леонардо.
Фото: ImageForum / Fotolink

фотография кликабельна

четверг, 16 февраля 2012 г.

Книги в форме сердца (15-16 века)

Master of the View of St Gudula

Young Man Holding a Book, ca. 1480
Песенник.15th-century French songbook

 

В форме сердца делались молитвенники (часословы) и песенники.

Молитвенники

Часослов -"Livre d'heures à l'usage d'Amiens"
Livre d'heures à l'usage d'Amiens
Picardie, XVe siècle.
http://classes.bnf.fr/livre/grand/z596.htm
Book of Hours medieval illuminated manuscript.

"Часослов" 15 века, Николя Блэра (Livre d’heures à l’usage d’Amiens, Picardie). Размер - 16,5х9 см. Местонахождение - Paris, BnF, département des Manuscrits, Latin 10536. 
Раскрытая книга имеет форму сердца, что означает - когда человек молится, его сердце открыто.

Рукописные песенники тогда были в моде, вот шведский короля Кристиана III:
The Heart Book. Denmark. Книга баллад короля Кристиана III - 83 любовных баллады.

Книга считается одним из старейших датских манускриптов.
The Heart Book. Denmark 1550’s.
The Heart Book is regarded as the oldest Danish ballad manuscript. It is a collection of 83 love ballads compiled in the beginning of the 1550’s in the circle of the Court of King Christian III. Shown above is the beginning of ballad no. 43 .

Песенник 1475 года:

Chansonnier Cordiforme-songbook. Еще известна, как " Chansonnier de Jean de Montchenu", подарок Ротшильдов Национальной библиотеке Франции.

В нём ноты и миниатюры:

French music book, circa 1475. This heart-shaped songbook -- the Chansonnier Cordiforme, also known as
the Chansonnier de Jean de Montchenu, consists of seventy-two parchment
folios, in a heart shaped leather binding that opens to a double heart
shape.

Миниатюры из Национальной библиотеки Франции (факсимильная книга стоит около 3,5 тыс.евро).

Дева, в которую целится купидон, и Фортуна на катящемся колесе.


Беседа двух влюбленных

Источник информации: http://marinni.livejournal.com/794662.html?style=mine#cutid1



четверг, 9 февраля 2012 г.

Художественная культура первобытного общества

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у первобытного человека сформировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Ряд исследователей считает, что худ. творчество первобытных людей можно было бы точнее назвать "предыскусством", так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение.

Художественная деятельность также носила синкретический характер и не делилась на роды, жанры, виды. Все ее результаты имели прикладной, утилитарный характер, но при этом у них сохранялось и ритуально-магическое значение.

1. Исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире стало примитивное изобразительное искусство. Наиболее значительное его проявление - наскальная живопись. Рисунки состояли из композиций военной борьбы, охоты, загона скота и т.п. Пещерные росписи пытаются передать движение, динамику.

Пещера Ласко. Франция

Пещера Альтамира. Испания

В эпоху неолита начало складываться оценочное отношение к действительности и к человеческой жизни, в том числе с эстетической точки зрения. Люди стали создавать предметы повседневной жизни по законам красоты. Изображение связанных сцен, схематизм, геометризм, условность - все это свидетельствовало об усиливающейся способности человека к абстрактному мышлению. Человек составил представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, заметил повторяемость сходных форм в природе. Так развивалось прикладное искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляли единое целое.
Рисунки на плато Тассилин-Адджер

2. Обработка глины. Первоначально посуда была простой и практичной, затем появилась керамика, расписанная охрой с простейшим орнаментом, потом с более сложными узорами. 




В неолитической керамике обнаруживаются символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым появилась ритуальная посуда: антропоморфная (изображения человеческих фигур) и зооморфная (изображения животных). Глина стала основой для развития зодчества. 
Фигурка человека эпохи неолита (Бухарест, музей истории)

3. Палеолитические Венеры - это небольшие скульптурки женщин, которые изображались с ярко выраженными признаками пола: большой грудью, выпуклым животом, мощным тазом. Это даёт основание сделать вывод о их связи с древним культом плодородия, о их роли как культовых предметов.



 




воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Гобустан: путешествие в палеолит

Гобустан — это археологический заповедник в Азербайджане, к югу от Баку, на территории Карадагского и Апшеронского районов, представляющий собой равнину, расположенную между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем, и частью которой является культурный пейзаж наскальных рисунков, расположенный на территории 537 гектаров. Памятники Гобустана делятся на две группы: 1) наскальные изображения и 2) древние стоянки и другие объекты. В горах Гобустана под названиями Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая сосредоточены свидетельства о жителях региона эпохи каменного века и последующих периодов — наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники и др. Рисунки были найдены на трёх участках скалистого плато, а обнаруженные здесь же некогда обитаемые пещеры, следы поселений и усыпальницы указывают на густую заселённость этой территории в период между верхним палеолитом и средневековьем. 
В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.




В Гобустане насчитывается около 6000 рисунков, которые создавались со времен мезолита и по средние века. Но периодом расцвета первобытного искусства Азербайджана считается эпоха бронзы (IV—II тысячелетия до н. э.), когда наиболее полное выражение получили многовековой жизненный опыт древних племён, их культово-религиозные и эстетические взгляды. Петроглифы выбиты и нацарапаны на скалах. Они были найдены на трёх участках скалистого плато. 
Среди рисунком можно встретить сцены охоты, ритуального танца, земледелия, изображены различные животные, лодки и разные символические знаки. В период бронзы размеры наскальных рисунков Гобустана продолжали уменьшаться. Но в отдельных случаях всё ещё сохранялась прежняя реалистическая манера передачи фигур животных. Силуэтные рисунки людей в этот период начинали заменяться линейными.





















Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейрдал обратил на рисунки лодок в Гобустане особое внимание. По его словам, гобустанские лодки с выгнутым дном, вероятно, камышовые, не имеют аналогов в мире. Тур Хейердал на основе сопоставления норвежских петроглифов (наскальные надписи и.или рисунки) с гобустанскими сделал вывод, что они выведены «одной рукой, но в разное время». В результате своих исследований Тур Хейердал пришёл к выводу, что предки скандинавов происходят из территории Азербайджана.



Источник информации: 
http://alexcheban.livejournal.com/47415.html#cutid1